Суббота, 11.05.2024, 11:04
МАТЕМАТИКА. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Вас приветствует на своём сайте Игорь Павлов Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Разное [2]
Воспитательная работа со студентами [2]
Применение информационных технологий в преподавании математики [3]
Дистанционное образование в России [12]
Пользователям системы MOODLE [3]
ВФ МГУТУ [2]
Новости и интересные факты о ВФ МГУТУ

Поиск

Главная » Статьи » Воспитательная работа со студентами

Студенты и культура

В последние годы по телевидению прошёл известный цикл передач под общим названием "Культурная революция”, ведущим которых выступал не более, не менее как теперешний министр культуры РФ Швыдкой. Участники этих телепередач обсуждали широкий круг вопросов, так или иначе связанных с нынешним состоянием культуры (в широком смысле этого понятия) в нашей стране. Красной нитью через все выпуски "Культурной революции” проходит вопрос: "Можно ли говорить о развитии, либо, наоборот, об ухудшении положения культуры в России”. И подавляющее большинство участников передачи, в той или иной форме, приходят к печальному выводу, что ситуация в этом отношении неизменно ухудшается. Более того, положение в сфере культуры в нынешней России близко к катастрофическому. Кстати, печальная практика последних лет показывает, что, чем активнее обсуждается некая актуальная проблема, тем менее она решается.

 

         Оставим пока за скобками те проблемы, которые общеизвестны и широко обсуждаемы: скудость бюджета Министерства Культуры, нищету наших музеев и библиотек, упадок в сфере образования – всё то, что связано с деньгами и финансированием. Обратимся к проблеме, которая близко касается каждого из нас – культурному уровню населения нашей страны, или, точнее, к тому, что имеет к нам ещё более непосредственное отношение – культурному уровню российского студенчества.

 

         Во все исторические периоды наша Родина считалась страной высокой духовности и культуры, а наш народ традиционно считался народом, на первое место ставящим нравственные, а не материальные ценности. Со времён Ивана III у иностранцев вызывало недоумение и, часто, раздражение, несоответствие между уровнем жизни жителей России и их стремлением к высокой духовности. Причём это непонимание сохранилось до наших дней, и по-прежнему раздражает многих как на Западе, так и у нас. Однако в силу ряда нескольких причин объективного и субъективного характера, которые мы не будем сейчас обсуждать, то, что всегда было предметом национальной гордости нашего народа, всё более и более утрачивается российским обществом.

 

         У известного русского философа и публициста Василия Розанова встречается такое интересное наблюдение. Он выделяет три основных направления развития человечества, называя их условно "физическим”, "техническим” и "нравственным”. Если, рассуждает он, считать, что человек как биологический вид, и человеческое общество в целом на протяжении хотя бы письменного периода своей истории развивались по всем этим направлениям, то каковы же результаты этого развития?

 

         Казалось бы, в "физическом” отношении человечество прогрессирует неуклонно. Бурно развивается медицина, резко снижается уровень детской смертности, значительно увеличилась средняя продолжительность жизни. Даже антропометрические показатели свидетельствуют о том, что люди стали значительно крупнее, чем, скажем, в средние века (а в биологии это верный признак процветания популяции). Но у медали есть и обратная сторона. Появились и продолжают появляться болезни, в том числе и неизлечимые, которых ещё в недавние прежние времена не было. Резко увеличилось число психических патологий, в том числе, врождённых и наследственных. Понизилась степень приспособляемости человеческого организма к условиям окружающей среды и его сопротивляемости заболеваниям. Участились случаи физических мутаций. Словом, упрощённо можно сказать, что человек стал дольше жить, но болеть больше. Едва ли это можно считать прогрессом.

 

         Далее, в "техническом” направлении человечество продвинулось особенно далеко. Тем более что достижения в этом направлении видны, что называется, невооружённым глазом. На протяжении совершенно небольшого исторического периода человечество покорило все стихии: землю, воду и воздух и воплотило в жизнь то, о чём ещё недавно рассказывалось в сказках. Однако и у  этого явления есть своя негативная сторона, да ещё какая! Во-первых, чем дальше развиваются техника и технологии, тем больше человек становится зависимым от достижений цивилизации и, как ни парадоксально, более беззащитным перед  окружающим миром. Во-вторых, добрая половина технических изобретений человека предназначена для истребления самого человека, ибо известно, что именно в военной сфере техника развивалась наиболее быстрыми темпами. Наконец, в-третьих, техногенное влияние человечества на окружающую среду носит всё более характер конфликта, последствия которого могут быть фатальными.

 

         Теперь последнее, направление развития человечества, "нравственное”. Казалось бы, мир в последние столетия постоянно находился на пути к некоему нравственному идеалу, который, правда, сформировался у различных людей, народов, религий и учений очень по-разному. Зато само стремление к этому идеалу, в чём бы он ни воплощался, должно свидетельствовать о неуклонном движении человечества к духовной гармонии. Но на самом деле это более чем не так. По-прежнему и даже в большей степени, человеку свойственны такие черты, как меркантильность, эгоизм, агрессивность. По-прежнему, и также в большей степени, человечество допускает применение насилия к отдельным людям, классам общества и народам. По-прежнему и в гораздо большей степени обыденное поведение множества людей абсолютно не соответствует моральным императивам, сформулированным мировыми религиями. Так можно ли говорить и в этом направлении о каком-то развитии?

 

         Хочу подчеркнуть, что всё это Розанов писал в начале XX века, но происшедшее с тех пор не опровергает, а убедительно подтверждает его правоту. Но вот какой интересный вывод делает он из своих рассуждений. Итак, следует согласиться с известным утверждением Лейбница о том, что прогресс в каком то отношении – это не столько шаг вперёд, сколько приобретение неких новых качеств за счёт утраты старых, причём не всегда в лучшую сторону. Но, в таком, случае сама идея линейного развития человечества, по меньшей мере, ошибочна. Впрочем, это относится к первым двум направлениям развития человечества – по Розанову, "физическому” и "техническому” – которые ведут либо в тупик, либо к глобальной катастрофе. Однако развитие в третьем – "нравственном” – направлении не только возможно, но и единственно перспективно для человечества, поскольку только оно ведёт к реальному прогрессу. Так вот, Розанов утверждает, что в России с давних пор имеет место именно такое развитие, и в этом её вечное своеобразие и кардинальное отличие от западноевропейских стран. В этом причина традиционно стойкого неприятия большей частью нашего общества западных ценностей и столь же традиционно враждебного отношения Запада к нашим ценностям. В этом секрет того, что почти все нововведения и реформы по западному образцу на протяжении более тысячи лет отторгались нашим народом, который, перефразируя известные слова Есенина, всегда ставил на первое место строительство Храмов Божьих, а не "отхожих мест”. По качеству последних и их количеству на душу населения мы, вероятнее всего, всегда будем отставать от Запада.

 

Увы, нынешнее положение духовности и культуры в нашем обществе таково, что не может не вызывать тревоги за судьбу наших традиционных ценностей. Попробуем экстраполировать на нашу действительность традиционную триаду нравственных приоритетов, сформулированную ещё в XIX веке графом Уваровым: "самодержавие, православие и народность”, потому что она "математически” проста и удобна. Так вот, с точки зрения этой примитивной, но ёмкой формулы дело у нас обстоит относительно благополучно только с первым компонентом. В нашем народе традиционно восприятие верховной власти именно как самодержавной вне зависимости от того, как  называется глава государства – Великий Князь, царь, император, Генеральный секретарь или президент. Однако с "православием” и особенно с "народностью” дело обстоит значительно хуже. Широко декларированное и демонстративно поддержанное государством возрождение Православия в России совсем не означает, к великому сожалению, обращения к православным идеалам ни на уровне власти, ни на уровне сознания рядовых граждан. Следует признать, что дальше чисто внешних, во многом декоративных признаков, вроде объявления Рождества Христова государственным праздником или демонстративного поедания чудовищного количества яиц на Пасху, проникновение православия в жизнь нашего общества пока не пошло. "Народность” носит ярко выраженный официозный характер и ограничивается проведением абсолютно бутафорских мероприятий, часто весьма дорогостоящих, которые связаны со всеми реальными и вымышленными поводами, а также гипертрофированным и повсеместным распространением современной государственной символики.

 

К фундаментальным основам нашей культуры исторически можно отнести, во-первых, её неразрывную связь с Православной Церковью, во-вторых, нашу великую национальную литературу. Мы немного уже сказали о первом, поговорим подробнее о втором. Без преувеличения можно сказать, что нет такой второй страны в мире, где так много значило бы печатное слово. Планка нашей литературы со времён Пушкина была поднята настолько высоко, что лучшие её представители справедливо считаются духовными наставниками нации. Но, справедливости ради, следует отметить, что и российский читатель долгое время был достоин тех великих произведений, которые обогатили отечественную и мировую литературу.

 

Тем не менее, в последние годы ситуация резко изменилась в худшую сторону. Когда в 2001 Министерство Образования РФ провело при помощи ВЦИОМ социологическое исследование на тему: "Россияне и книга”, то результаты показали, что, мягко говоря, наша страна больше не претендует на звание самой читающей в мире. Опрос охватывал более 12 тысяч жителей России из 24-х различных регионов в возрасте от 18 до 60 лет, которые представляли самые разные социальные группы – от учащихся ПУ до академиков. С одной стороны, более 80 % опрошенных ответили, что регулярно что-либо читают, и, казалось бы, это очень высокий показатель. Но из них у 24 % чтение связано либо с учёбой, либо с профессиональной деятельностью. Ещё около 27 % участников анкетирования ограничиваются чтением периодики, в основном развлекательного характера. Между прочим, к этой же категории отнесены любители кроссвордов, сканвордов, комиксов и тому подобных развлечений, которых едва ли можно вообще считать читателями. Таким образом, только 29 % респондентов более или менее регулярно читают книги. Причём не менее половины из них отдают предпочтение сомнительного качества бестселлерам и детективам. Только 7 % опрошенных заявили, что следят за новинками книжного рынка и систематически пополняют домашнюю библиотеку. Наконец, регулярно читают классику, отечественную и мировую, чуть более 8 % респондентов. Комментарии, как говорится, излишни.

 

Падение культурного уровня в нашем обществе, причём во всех его слоях, есть факт общепризнанный и, как было сказано выше, широко обсуждаемый. Но вот что более всего тревожит. Снижение культуры чтения, культуры общения, бытовой культуры – это явления сами по себе достаточно негативные, но главное то, что они есть внешние признаки падения общей нравственности. Следует признать, что многие вещи и явления, которые ещё недавно вызвали бы однозначное неприятие большинства людей, сегодня уже почти никого не раздражают, или, правильнее сказать, не вызывают активной негативной реакции. Конформизм нашего общества достиг чрезвычайно опасного уровня, что может привести к очень тяжёлым последствиям. Ибо система этических норм, сложившихся в обществе не менее важна, чем система норм юридических. Если провести аналогию с человеческим организмом, то она исполняет роль иммунной системы, которая препятствует проникновению и развитию болезнетворных бактерий.

 

Если мы рассмотрим любое стабильное в политическом и экономическом отношении государство, то мы обнаружим, что в его обществе непременно присутствует устоявшаяся система нравственных ценностей, очень чётко реагирующая на любые отклонения от неё. Причём эта система может быть основана на исторических традициях, национальных обычаях, религиозных постулатах или чём-то ином. Но в любом случае эта система более или менее жёстко регулирует воспитание и образование подрастающего поколения, культуру и искусство, а также нормы отношений между людьми. В качестве примера можно привести и Великобританию, и Японию, и некоторые исламские страны.

 

 Наша же страна являет собой в этом отношении яркий отрицательный пример. Отсутствие системы нравственных ценностей естественным образом приводит к падению культурного уровня населения. И наибольшую тревогу вызывает, то, что явление это в наибольшей степени затрагивает молодёжь, то есть ту часть общества, от которой зависит будущее нашей страны. Не вдаваясь в подробный анализ, просто констатируем тот факт, что социально-экономическая обстановка в России и отсутствие молодёжной политики на государственном уровне привели к созданию крайне тяжёлой ситуации, которая имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению. Повсеместное распространение наркомании и алкоголизма среди детей и подростков, лавинообразный рост молодёжной преступности, беспризорность и бродяжничество, безработица среди молодёжи – вот характерные черты сегодняшней "молодой России”. То, что эти явления государство либо старается не замечать, либо не имеет сил с ними бороться, не может не беспокоить всех нас о нашем будущем.

 

Наверное, многим памятен из прежних лет лозунг: "Студенчество – передовой отряд Советской молодёжи”. Казалось бы, в сущности, что и в наше время студенты  являются не только наиболее развитой в интеллектуальном отношении, но и наиболее культурной частью российской молодёжи. Если это и так, то всё равно нужно учесть, что негативные процессы в нашем обществе повлияли и продолжают влиять на формирование мировоззрения и поведенческих стереотипов сегодняшних студентов. Ежедневно мы в своей работе сталкиваемся с последствиями этого влияния. Естественно и очевидно, что образовательные учреждения, в том числе и вузы, в современных условиях обязаны уделить воспитательной работе особое внимание. Однако эффективное ведение воспитательной работы связано с большими трудностями, среди которых особенно следует выделить одну. Позволю себе привести достаточно объёмную цитату из выступления митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), заведующего отделом внешних сношений Русской Православной Церкви. На конференции работников образования Смоленской области в августе 1999 года он сказал: "Главная проблема воспитательной работы сегодня состоит в отсутствии единой системы нравственных ценностей и единого подхода к процессу воспитания. Не существует чёткого определения, что такое "хорошо” и что такое "плохо”. Можно критиковать советскую систему воспитания подрастающего поколения, но нельзя отрицать сам факт её существования. Ребёнок слышал от учителей в школе и от родителей дома то же самое, что говорили по радио и телевидению, писали в учебниках и газетах, то, что изображали в художественных произведениях. Сегодня же всё наоборот – дома говорят одно, в школе  другое, по телевизору – третье, окружающие сверстники – четвёртое. Это приводит к потере ребёнком нравственных ориентиров, не говоря уже о том, что отрицательно влияет на его психику”. Очень точно и очень полно.

 

Действительно, вести воспитательную работу в нынешних условиях непросто. Ведь для того, чтобы сформировать настоящего человека, недостаточно дать ему определённую сумму знаний и привить определённые поведенческие нормы. Кстати, европейская педагогика пережила период, когда считалось, что именно качественное образование лежит в основе формирования человеческой личности – вспомним деятелей эпохи просвещения, таких как Дидро, Вольтер и другие. Практика, однако, опровергла их утверждения. В основе человеческой личности, прежде всего, должны лежать чёткие моральные принципы, основанные на уважении к себе и к окружающим. Человек может быть блестяще образован, начитан, являться хорошим профессионалом и прекрасно вести себя в обществе, но, однако, при этом, оставаться по сути своей подонком, способным на любой низкий поступок. Наверняка каждый из нас может привести не один подобный пример из личного опыта.

 

Но вернёмся к обсуждаемой теме. Итак, согласимся с тем, что воспитание, во-первых, невозможно, а во-вторых, бесполезно при отсутствии в обществе нравственных критериев, чётких и общепринятых. В этом случае получается некий порочный круг – невозможно воспитание индивидуума без достижения им определённого культурного уровня, а культурный уровень, в свою очередь достигается в результате целенаправленного воспитания, которое, как мы показали, невозможно без наличия системы нравственных ценностей.

 

Что же, признать осуществление воспитательной работы в вузе невозможным и отказаться от неё? Конечно же, нет! В любом случае правильно организованная и спланированная воспитательная работа обязательна и полезна. Да, оттого, что студент прочёл хорошую книгу, или посетил театр, или посмотрел художественную выставку, он, безусловно, не превратится моментально в гармоническую, всесторонне развитую личность. Но, по меньшей мере, и хуже он не станет, а если подобные мероприятия носят систематический характер, то и польза будет очевидной. Особенно эффективна работа в этом направлении, если она носит коллективный характер, то есть проводится с большими группами студентов. У нас, на мой взгляд, очень хорошо организует подобную работу институтская библиотека. Проводимые ею мероприятия могли бы способствовать культурному росту  студентов, если бы они были более посещаемыми. Однако, к большому сожалению, многие студенты неохотно посещают их. В связи с этим нельзя не упомянуть о проблеме, с которой постоянно приходится сталкиваться при организации культурно-воспитательной работы со студентами. Речь идёт о пассивности большинства студентов, их нежелании принимать какое-либо участие в общественной работе. Бытует мнение, что дело, выполняемое человеком (и особенно молодым) не по собственной инициативе, а по принуждению никогда не станет для него ни то, что любимым, но просто интересным. Это не совсем так. Ведь чтобы к чему-то привыкнуть и испытывать в этом потребность, нужно с этим "чем-то” постоянно иметь дело.

 

Наверное, ни один человек не родился с любовью к классической музыке, к хорошей литературе или живописи. Всё это могло возникнуть и развиться только в результате правильного целенаправленного воспитания. Поэтому и работая с нашими студентами, с чего-то нужно начинать повышение их культурного уровня. Причём поводом может стать что угодно, например выпуск стенгазеты к очередной праздничной дате. Впрочем, обсуждение деталей реализации этого направления воспитательного процесса – тема для отдельного разговора. Мы же остановимся на том, что культурное воспитание студентов есть неотъемлемая и чрезвычайно важная составляющая воспитательной работы в целом.

     Ещё раз повторю, что задача воспитания молодёжи в сегодняшней России в равной степени необходима и трудновыполнима. Но как бы сложно ни было осуществлять в условиях современного вуза воспитательную работу, делать это необходимо и делать это придётся именно нам, преподавателям и кураторам. В противном случае, мы рискуем окончательно потерять нынешнее поколение и лишить будущего себя и свою страну.
 
Яндекс.Метрика
Категория: Воспитательная работа со студентами | Добавил: majormajor (08.01.2011)
Просмотров: 969 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz