ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. Общие положения
1.1. Положение филиала ФГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского» в г. Вязьме Смоленской области об организации учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий подготовлено в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 17.07.2009) «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 29.01.2010), Федеральным законом от 22.08.1996 №125-ФЗ (ред. от 02.08.2009) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании (с изменениями от 27.12.2009), Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», Письмом Министерства образования и науки от 11 июня 2004 г. № 01-17/05-01 «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования», Положением о филиале и другими локальными нормативными документами.
1.2. Основными целями дистанционного обучения (далее – ДО) являются:
- расширение доступа различных категорий населения к качественным образовательным услугам;
- расширение контингента обучаемых в Университете за счет предоставления образовательных услуг в максимально удобной форме по месту проживания или работы учащихся, расширения географии обучения на районы, области, регионы, континенты;
- предоставление возможность обучения в удобное для студентов время;
- интенсификация использования научного, методического и технического потенциала филиала;
- непрерывное повышение качества образовательных программ.
1.3. Система ДО предназначена для студентов заочной формы и является вспомогательной образовательной технологией, сопровождающей учебный процесс непрерывно в течение всего семестра. Данная система не предполагает полной замены аудиторных занятий работой в режиме удалённого обучения.
1.4. Отдельные структурные элементы системы ДО и её технологические возможности могут быть при необходимости применены в учебном процессе очной формы обучения.
1.5. ДО обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием информационных коммуникаций. 1.6. Общий контроль и руководство работой системы ДО осуществляет заместитель директора филиала ФГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского» в г. Вязьме Смоленской области.
1.7. Организацию и совершенствование системы ДО в филиале ФГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского» в г. Вязьме Смоленской области осуществляет Отдел дистанционного образования (ОДО). Под организацией и совершенствованием системы ДО подразумевается: внедрение современных технологий передачи и представления информации в учебном процессе; совершенствование технологий ДО с учетом достижений педагогической науки; координация и согласование элементов учебного процесса; проведение обучающих семинаров для преподавателей (тьюторов) и персонала, задействованных в учебном процессе с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ), по использованию программных и педагогических средств обучения в информационной среде.
1.8. Заведующие кафедрами филиала осуществляют контроль над своевременностью создания ЭУК по закреплённым за их кафедрами дисциплинам, а также над соответствием их содержания требованиям Государственных образовательных стандартов и настоящего Положения.
2. Организационные основы системы ДО
2.1. Программной основой системы ДО является «MOODLE» («Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment» – модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая оболочка).
2.2. Структурной основой системы ДО является электронная база учебно-методических материалов, организованная в виде электронных учебных курсов (ЭУК) по отдельным дисциплинам. Под ЭУК следует понимать совокупность учебно-методических и программно-технических средств обучения, отражающих модель педагогической системы, включающей цели, задачи, содержание, методы и организационные формы обучения, необходимые и достаточные для изучения учебной дисциплины.
2.3. ЭУК для системы ДО должен отвечать следующим требованиям.
2.3.1. Структура курса должна максимально соответствовать государственному образовательному стандарту по данной дисциплине в части наименования модулей, тем, разделов и отдельных занятий. В основу структурирования дисциплины должна быть положена кредитно-модульная система (1 модуль = примерно 36 часов).
2.3.2. Каждый модуль должен содержать не менее одного контролирующего задания (теста, контрольной или практической работы и т.д.), за которое выставляются зачётные рейтинговые баллы. Репетиционные тесты таковыми не являются.
2.3.3. Минимально допустимое количество контролирующих заданий в курсе должно быть N+1, где N - количество модулей в данном курсе.
2.3.4. Обязательным требованием к теоретическому материалу курса является его достаточность для выполнения студентом всех контролирующих заданий. Студент должен иметь возможность получить всю необходимую информацию (или прямые работоспособные ссылки на её источники) в рамках курса.
2.3.5. Каждый модуль должен содержать не менее трёх лекционных занятий (за исключением дисциплин, по которым не предусмотрены лекции).
2.3.6. Не рекомендуется размещать в электронном учебном курсе лекции и другие ресурсы большого объёма (независимо от их формата). Оптимальным объёмом для лекции считать 7 – 12 страниц стандартного машинописного текста.
2.3.7. Не рекомендуется перегружать курс материалами, не являющимися необходимыми для изучения данной дисциплины.
2.3.8. Краткое описание электронного учебного курса по объёму не должно превышать трёх-четырёх предложений, содержащих общие сведения о данном курсе.
2.3.9. Не допускается использования рисунков и другой графики неудовлетворительного качества.
2.3.10. При создании и редактировании текстовых или web-страниц рекомендуется использовать установки (шрифт, размер, цвет и проч.) по умолчанию.
2.3.11. Количество рисунков и другой импортированной графики в тексте не должно приводить к чрезмерному увеличению объёма ресурса, в котором они размещены.
2.3.12. Не рекомендуется использование материалов, представляющих собою отсканированный текст в формате pdf.
2.3.13. Пользовательский профиль преподавателя должен в обязательном порядке содержать фотографию, краткие сведения о преподавателе и электронный почтовый адрес.
2.3.14. Не допускается использование ресурсов (или ссылок на них), работа с которыми требует применения дополнительного программного обеспечения.
2.4. Преподаватели - создатели ЭУК несут полную ответственность за соблюдение авторских прав и условий копирайта тех дополнительных источников учебно-методической информации, которую они используют.
2.5. ЭУК должен в обязательном порядке включать в себя минимальную инвариантную часть, состоящую из следующих ресурсов:
- инструкция студентам;
- критерии экзаменационной/зачётной оценки;
- конспект (курс) лекций; - практические задания;
- контрольные работы и/или тесты.
3. Формирование системы ДО
3.1. Пополнение системы образовательным контентом и его актуализация выполняются преподавателями филиала в соответствии с планами методической работы кафедр, на основании общего плана работы филиала на текущий год.
3.2. Сдача преподавателем электронных учебных курсов для системы дистанционного образования MOODLE производится в сроки, указанные в его индивидуальном плане и согласованные с Учебно-методическим центром филиала.
3.3. Рассмотрение и утверждение представленных преподавателями курсов проводится в рамках заседаний Научно-методического совета.
3.4. Предварительная экспертиза и оценка степени готовности представляемого электронного учебного курса и его соответствия общим требованиям производится руководителем Отдела дистанционного образования филиала.
3.5. Представление электронного учебного курса на заседании Научно-методического совета производится преподавателем лично, по следующей схеме:
- общее описание учебного курса: дисциплина, специальность и курс (семестр), вид итогового контроля (зачёт или экзамен), объём в часах, наличие курсовой работы (проекта) и др. - описание структуры и содержания курса: количество и наименование учебных модулей; количество и виды учебно-методических материалов в модулях; количество и формы контролей знаний; критерии оценки знаний студентов и др.
- демонстрация содержания основных элементов и ресурсов курса и их работоспособности.
- описание дидактических особенностей курса и использованных преподавателем методических новинок.
- ответы автора курса на вопросы и замечания членов Научно-методического совета.
3.6. При отсутствии существенных замечаний и соответствии учебно-методических материалов курса Государственному образовательному стандарту по данной дисциплине, Научно-методический совет принимает решение рекомендовать представленный курс к использованию в учебном процессе в рамках системы MOODLE.
3.7. При наличии в электронном учебном курсе несущественных и немногочисленных ошибок и недоработок, Научно-методический совет может принять курс условно, с указанием преподавателю обязательного срока для их устранения. Контроль над устранением недочётов в курсе возлагается на руководителя ОДО.
3.8. При наличии в электронном учебном курсе существенных ошибок и недочётов, Научно-методический совет принимает решение о переносе его сдачи, с установлением преподавателю обязательного срока для устранения выявленных замечаний. Повторное представление курса преподавателем выполняется на очередном заседании Научно-методического совета.
3.9. Решение об использовании курса в учебном процессе и о порядке материального поощрения автора курса принимается директором филиал ФГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского» в г. Вязьме Смоленской области на основании материалов, предоставленных Научно-методическим советом.
4. Пользователи системы
4.1. Пользователями системы ДО являются преподаватели и сотрудники филиала, занятые в учебном процессе, а также студенты заочной и очной форм обучения.
4.2. Непосредственное обеспечение работы системы ДО, создание учётных записей всех пользователей, определение и изменение их прав, обновление программного обеспечения и мониторинг общего состояния сервера учебно-методических пособий возлагается на сотрудников ОДО.
4.3. Преподаватели – создатели курсов отвечают за создание, обновление и ввод в систему ЭУК, а также за полноту и качество размещённых в нём учебно-методических материалов.
4.4. Преподаватели – тьюторы отвечают за непосредственное осуществление учебного процесса в системе, за осуществление оперативной связи со студентами и проведение консультаций для них, а также за выставление экзаменационных/зачётных отметок.
4.5. Сотрудники деканатов очной и заочной форм обучения отвечают за сбор и хранение сведений о студентах: создание и редактирование личных карточек студентов, установку допусков студентов к тестированию или другим формам контроля знаний, получение в установленных формах отчётов по успеваемости.
4.6. Вопросы, связанные с регламентом и формами работы студентов в системе решаются непосредственно преподавателем курса, по согласованию с деканатом заочной формы обучения.
5. Оценка знаний студентов
5.1. Выставление итоговой экзаменационной/зачётной оценки студенту в рамках системы ДО производится в строгом соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов к знаниям, умениям и навыкам студентов.
5.2. Сроки, формы и методы итогового контроля знаний в системе ДО устанавливаются преподавателем дисциплины с соблюдением всех стандартных требований в соответствии с рабочим учебным планом и учебным графиком для соответствующей специальности.
5.3. Итоговый контроль знаний в системе ДО осуществляются при помощи программного инструментария системы MOODLE.
5.4. В случае необходимости, преподаватель может по просьбе студента и по согласованию с деканатом изменить сроки, формы и методы итогового контроля знаний. При этом изменённый срок прохождения контроля может быть установлен не позднее окончания текущей зачётной/экзаменационной сессии.
5.5. Сроки и способы ликвидации академических задолженностей должны быть оговорены преподавателем до начала занятий в курсе и согласованы с деканатом.
5.6. Категорически не допускается изменение преподавателем критериев экзаменационной/зачётной оценки во время учебного процесса.
5.7. В исключительных случаях по личному распоряжению директора филиала студентам может быть предоставлено право на дистанционную сдачу зачётов и экзаменов в системе ДО без выезда на сессию.