Контролирование, оценивание знаний, умений - очень
древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации,
контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают
ее развитие. Тем не менее, по сей день идут жаркие споры о смысле оценивания,
его технологии. Как и сотни лет назад педагоги спорят, что должна показывать
оценка как результат контроля: должна ли она быть индикатором качества -
категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна
существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы
(методики) обучения.
Важнейшими принципами контролирования обученности
(успеваемости) учащихся - как одного из главных компонентов качества
образования - являются:
-
объективность,
-
систематичность,
-
наглядность (гласность).
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать
знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится
их изучение.
Первым звеном в системе проверки следует считать
предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется
в начале учебного года, чтобы определить знания учащихся важнейших (узловых)
элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка
сочетается с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением,
направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Такая проверка возможна
и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается
изучение нового раздела (курса).
Вторым звеном проверки знаний является их
текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Главная функция
текущей проверки - обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными,
они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность,
возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные
условия.
Третьим звеном проверки знаний, умений
является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической.
Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее
материал. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности
характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности
усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими
видами и методами диагностирования.
Четвертое звено в системе - периодическая
проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме
курса. Цель такой проверки - диагностирование качества усвоения учащимися
взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в
разных частях курса. Главные функции периодической проверки - систематизация и
обобщение.
Пятым звеном в организации проверки является
итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех
этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой
четверти и по завершении учебного года.
Специальным
видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность
обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания,
умения для решения практических задач (проблем). Главная функция комплексной
проверки - диагностирование качества реализации межпредметных связей,
практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых
объяснять явления, процессы, события [1].
В последнее время вместо традиционного понятия «контроль»,
кроме уже упоминавшегося понятия «диагностика» все чаще стали использовать
понятие мониторинг. Под мониторингом в системе «педагог - обучающийся»
понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий,
обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике
уровни усвоения учащимися материала и его корректировку. Иначе говоря,
мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог –
обучающийся», позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости)
продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг - это регулярное
отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе [2].
Однако
наиболее часто используется понятие контроля. В педагогике еще нет установившегося
подхода к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учет» и
других, с ними связанных. Нередко они смешиваются, взаимозамещаются,
употребляются то в одинаковом, то в различном значении.
Однозначные и воспроизводимые оценки способны дать
лишь объективные методы контроля качества знаний учащихся, опирающиеся на специально
созданные для этого материалы - тесты. Они должны быть разработаны по каждому
уровню усвоения опыта. Тест - это средство, которое позволяет выявить уровень и
качество усвоения. Теория педагогических тестов рассматривается как часть
педагогической квалиметрии. Следует учесть, что исследование состояния контроля
знаний студентов с применением тестовых измерителей выявило определенные проблемы
при использовании тестов: недостаточное качество и валидность содержания
тестовых заданий, ненадежность результатов тестирования, недостатки обработки
результатов по классической теории тестов, отсутствие использования современной
теории обработки тестовых материалов с применением вычислительной техники.
Высокая погрешность измерения тестовых результатов не позволяет говорить о
высокой надежности результатов измерения.
При этом тестирование является одной из
наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с
управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм
контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Но и
абсолютизировать возможности тестовой формы нет никаких оснований. Прежде всего,
не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования.
Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами,
знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли,
некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать
тестированием невозможно [3]. Это значит, что тестирование должно обязательно
сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки. Правильно
действуют те педагоги, которые, используя письменные или компьютерные тесты,
дают возможность обучаемым устно обосновывать свои ответы. В рамках
классической теории тестов уровень знаний испытуемых оценивается с помощью их
индивидуальных баллов, преобразованных в те или иные производные показатели.
Это позволяет определить относительное положение каждого испытуемого в
нормативной выборке.
В последние годы в России в сфере образования
наблюдается стремительное усиление интереса к автоматизации процедур
промежуточного и финального контроля результатов обучения учащихся самых
различных учебных заведений, начиная от школ и заканчивая коммерческими
курсами. Самым популярным видом такого контроля является тестирование,
основанное на диалоге вычислительной системы с пользователем.
Стремительный рост быстродействия компьютерных систем,
уменьшение цен на вычислительную технику, появление качественных и мощных
систем программирования увеличило потребность в системах тестирования,
позволяющих объективно, быстро и надежно оценивать знания учащихся, предлагая
интересные формы взаимодействия с ними. Но вопрос создания таких систем не является
однозначным, и авторы существующих разработок иногда отходят от педагогической
и психологической стороны вопроса, пытаясь максимально увеличить
привлекательность своих программных продуктов за счет средств мультимедиа.
Иногда программисты просто игнорируют процесс взаимодействия с непосредственно
носителями знаний (преподавателями), что отражается на существующих
приложениях. Очень часто сами преподаватели не владеют в должной мере методами
оценки качества создаваемых тестов (если говорить о тестировании). Необходимо
отметить, что первые концепции компьютеризации обучения возникли более 30 лет назад
под лозунгом «техническое перевооружение педагога, механизация его труда», «обучающей
машины», имитирующей процесс индивидуальной работы преподавателя с обучаемым.
Со временем росло понимание их ограниченности. Определенное распространение
получили попытки использовать в учебном процессе системы искусственного
интеллекта.
Применение методов искусственного интеллекта и
инженерии знаний может превозмочь субъективность и прямолинейность процесса
тестирования, поднимая уровень оценивания знаний машинными системами. Дело в
том, что применение традиционных методов компьютерного обучения и контроля
(прямое тестирование, бальная система, и т.д.) имеет существенный недостаток:
процесс взаимодействия оценивающего и оцениваемого не поддается строгой
формализации, поэтому основные алгоритмические функции не смогут описать в
полной мере данную предметную область. Т.е. осуществление автоматизированного
контроля знаний, умений обучаемых, в первую очередь, включает решение проблемы
определения совокупности требуемых качеств знаний, без которых критерии оценки
знаний и способы определения уровня их усвоения выявить нельзя [4].
Среди информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
применяемых в образовательном процессе в последнее время широкое распространение
получила дистанционная форма обучения и дистанционные образовательные
технологии. В настоящее время в России активно реализуются различные технологии
дистанционного обучения. При организации дистанционного обучения преподаватель
сталкивается с большим количеством проблем: обеспечение активной работы
обучающегося в курсе, мониторинг хода и результатов работы с курсом, обеспечение
взаимодействия обучающихся в курсе. Решить многие из них позволяет создание
адекватной образовательной среды дистанционного обучения.
В связи с возрастающими потребностями общества в
использовании ИКТ, появляется довольно много разных программных продуктов,
призванных обеспечить потребности всех социальных сфер, в том числе и образования,
среди которых есть и бесплатные платформы дистанционного обучения, позволяющие
их применять школам и вузам, заинтересованным в использовании дистанционных
технологий. Одной из таких свободно распространяемых платформ является дистанционная
образовательная среда (ДОС) MOODLE («Modular Object-Oriented Dynamic Learning
Environment» – Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая
оболочка).
По уровню предоставляемых возможностей MOODLE
выдерживает сравнение с известными коммерческими ДОС, в то же время выгодно отличается
от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает
возможность адаптировать систему к особенностям конкретного образовательного
проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули [5].
MOODLE ориентирована на коллаборативные технологии
обучения, то есть позволяет организовать обучение в процессе совместного
решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями. Широкие возможности
для коммуникации – одна из самых сильных сторон MOODLE. Система поддерживает
обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и
между самими студентами.
Модуль тестирования в системе MOODLE имеет целый ряд
преимуществ по сравнению с возможностями аналогичных по назначению программных
средств, в частности, для нас имела большое значение наличие в ней как
возможности пакетной загрузки тестов (наряду с ручной), так и выгрузки тестовых
вопросов.
Рассмотрим практические возможности использования MOODLE
для проведения тестирования знаний студентов. Сами по себе преимущества электронного
сетевого тестирования велики:
-
отсутствие лишней бумажной работы преподавателя,
-
облегчение его работы по проверке результатов,
-
единообразие в тестировании, его однородность и объективность,
-
отсутствие необходимости в дополнительном программном обеспечении.
В
MOODLE используется 10 типов вопросов:
-
множественный выбор (закрытая форма тестового задания);
-
короткие ответы (открытая форма тестового задания);
-
числовой (с заданным интервалом предельно допустимой погрешности отклонения от
правильного значения);
-
верно/не верно;
-
на соответствие;
-
вложенные ответы (тип, позволяющий объединять в одном тестовом задании произвольное
количество ответов в закрытой и открытой форме);
-
случайный вопрос на соответствие;
-
случайный вопрос;
-
описание;
-
вычисляемый (системой генерируется набор исходных данных, для которой по
заданной формуле вычисляется ответ).
Из
перечисленных типов преподавателями наиболее часто используются закрытая и открытая
формы и задания на соответствие.
Сама процедура тестирования в системе MOODLE
отличается тем, что список вопросов теста можно выдавать полностью, с
предоставлением тестируемому возможности возвращения к предыдущим вопросам и
исправления ранее введенных ответов. Предусмотрен обучающий режим тестирования,
когда за каждый повторный ответ начисляется заданный преподавателем штрафной
балл. При использовании закрытой формы с множественным выбором, различным
ответам могут быть присвоены разные веса. Вследствие этого, оценка за вопрос в
целом может оказаться дробной в
диапазоне от 0 до 1. Это позволяет существенно уменьшить вероятность получения
положительной оценки случайным выбором вариантов ответа. В случае необходимости
преподаватель может регламентировать время и количество попыток, отведенные
студенту на прохождение теста.
Особенности
этапа обработки результатов тестов:
- во-первых, шкала оценки задается при создании теста
и может быть любой, в том числе, 5-бальной и 100-бальной. Кроме того, выводится
результат в процентах правильных ответов.
- во-вторых, в MOODLE существует механизм
полуавтоматического пересчета результатов при корректировке преподавателем
тестовых заданий после прохождения теста студентами.
- в-третьих, после завершения теста студенту могут
быть сразу показаны правильные ответы, что, в частности, позволяет использовать
систему форумов для апелляции результатов теста и выявления ошибок в базе вопросов.
- в четвертых – наличие в системе MOODLE развитых
средств статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно,
сложности отдельных тестовых вопросов для тестируемых. В частности,
вычисляются следующие параметры:
- процент правильных ответов по конкретному вопросу,
по величине которого можно судить о сложности данного вопроса для тестируемых;
- статистическое стандартное отклонение полученных
баллов от среднего значения в группе тестируемых.
Дискриминационный индекс служит индикатором
способности конкретного вопроса разделять «сильных» и «слабых» студентов. Значения этого параметра
лежат в диапазоне между –1 и +1. Его отрицательное значение служит поводом для
отбраковки такого вопроса, так как означает, что на данный вопрос теста слабые
студенты отвечают лучше, чем сильные.
Дискриминационный коэффициент – другая мера,
позволяющая оценить качество вопроса. Он представляет собой коэффициент
корреляции между баллами, полученными тестируемым по конкретному вопросу и его
оценкой за прохождение всего теста. Отрицательное значение этого коэффициента
также свидетельствует о некорректности анализируемого вопроса с точки зрения
правильности оценки знаний.
На
основе этих данных можно анализировать качество тестовых вопросов с точки
зрения их эффективности для оценки знаний. Такого рода анализ результатов
тестирования существенно расширяет возможности по улучшению качества
контрольно-измерительных материалов [6].
Подытоживая вышесказанное, выделим очевидные
преимущества образовательной среды MOODLE:
- дружественный интерфейс, работа с системой не
требует специальных знаний;
- гибкость в создании курсов в системе (широкие
возможности преподавателя при создании курса, выбор методов, форм обучения и
контроля);
автоматизация содержания курса;
- высокая степень наглядности (студенты, при
необходимости, имеют возможность видеть решения других студентов, находить и
исправлять допущенные другими студентами ошибки);
- возможность взаимо- и самоконтроля студентов.
Студент может пройти тест, который не будет оцениваться, и при этом видеть
допущенные ошибки; кроме того, можно организовать фиксированное число
прохождения теста и число попыток ответа на данный вопрос теста. Среда
предусматривает и организацию взаимоконтроля: студенты выполняют задания и
имеют возможность просматривать выполненные задания, оценивать друг друга;
- возможность обучаться в любое удобное для студента
время;
- возможность многократного прохождения (изучения)
материала; всегда можно вернуться к пройденному модулю [7].
В заключение отметим, что проблема организации
эффективного контроля знаний студентов при дистанционном обучении становится
все более актуальной. Пока остается вопросом, будет ли она дистанционная форма
выделена в отдельную форму обучения, однако соответствующие тенденции имеют
место. Внедрение дистанционных технологий в процесс заочного и, особенно,
очного обучения обусловлено необходимостью интенсификации самостоятельной
работы учащихся и студентов. Создание инновационных электронных
учебно-методических курсов позволяет также акцентировать
личностно-ориентированный развивающий характер обучения. Использование
дистанционных технологий позволяет не тратить время в течение занятия на
элементарные задания закрытого типа, а сосредоточиться на творческих заданиях,
развивающих не только предметную, но и коммуникативную, и культурологическую
компетенции.
Литература:
1. Педагогика: педагогические теории, системы,
технологии. Учебное пособие/ Под ред. Смирнова С.А. - М., 1998.
2. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология - М., 1998.
3. Чошанов М.А. Процесс непрерывного конструирования и
реорганизации // 2000. – № 4. – С. 56-62.
4. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б.
Использование дистанционных технологий в очном обучении, 08.05.2007 – url: http://pedsovet.org/mtree/task, visit/link_id,2988/Itemid,118/
5. Демонстрация возможностей Moodle, 02.05.2008 – url: http://moodle.org/ course/ view.php?id=41
6. Основные возможности Moodle, 18.05.2007 – url:
http://www.cdp.tsure.ru/ moodle/course/view.php?id=14
7. Преимущества Moodle, 08.10.2008 – url:
http://www.opentechnology.ru/ info/moodle_about.mtd.
|