Среда, 09.07.2025, 22:51
МАТЕМАТИКА. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Вас приветствует на своём сайте Игорь Павлов Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Разное [2]
Воспитательная работа со студентами [2]
Применение информационных технологий в преподавании математики [3]
Дистанционное образование в России [12]
Пользователям системы MOODLE [3]
ВФ МГУТУ [2]
Новости и интересные факты о ВФ МГУТУ

Поиск

Главная » Статьи » Дистанционное образование в России

Личностно-ориентированный подход в дистанционном образовании

Усиливающаяся с каждым годом интеграция Российской Федерации в общеевропейские процессы, и, в частности, намерение России подписать Болонскую конвенцию, ставит перед отечественной системой образования качественно новые задачи, серьёзность которых обусловлена как их принципиальной новизной, так и глобальностью их масштаба. Одним из важнейших аспектов образовательной составляющей Болонского процесса является широкое внедрение в систему высшего профессионального образования в России такой формы заочного образования, как дистанционное обучение.

Анализ аргументов противников дистанционной формы обучения, позволяет выделить следующую ключевую позицию: при переходе на дистанционное обучение неизбежно произойдёт потеря личностного фактора, который традиционно считается непременным условием успешности любого образовательного процесса. Сторонники этой точки зрения утверждают, что дистанционное обучение ведёт к снижению влияния личностных факторов и сводит роль преподавателя к сугубо технической.  Минимизация личных контактов обучаемого и преподавателя приведёт к потере эмоциональной мотивации обучения, к утрате дифференцированного подхода к обучению.

Другая точка зрения состоит в том, что при осуществлении дистанционного обучения возможно и, более того, необходимо, сделать его личностно-ориентированным и, за счёт этого, повысить эффективность образовательного процесса. Эта точка зрения относительно давно утвердилась на Западе, прежде всего, в США, а в последнее время становится всё более распространённой в России. По мнению известного энтузиаста и популяризатора дистанционного образования Фарука Зафави (Farrokh Safavi), профессора Западного Вашингтонского университета (Western Washington University) дистанционная форма обучения обеспечивает устойчивую, оперативную и эффективную связь между преподавателем и обучаемым, и её отличие от «традиционной» формы обучения заключается только в новизне технологии.

«Традиционное» обучение поощряло потребности личности только в том случае, когда они совпадали с интересами государства, но не было  четкой ориентации на саморазвитие,  самовоспитание и самоопределение индивидуума. Но сегодняшнему обществу нужны личности, умеющие принять ответственное, подчас неординарное решение, что особенно важно для современного специалиста. Долгое время декларировалась задача воспитания всесторонне развитой личности, создавались различные социально-педагогические модели такого воспитания. Личность понималась как носитель, как выразитель идей, господствующих в обществе. При этом педагогика, строя процесс обучения и воспитания, исходила из признания ведущей роли внешних воздействий (влияние педагогов, коллектива, группы), а не саморазвития личности [1].

Современная образовательная ситуация характеризуется становлением гуманистической парадигмы, предполагающей подходы к организации образовательного процесса, основанные на концепции личностно-ориентированного обучения. Основной целью обучения является обеспечение развития и саморазвития личности студента на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности [2]. Личностно-ориентированное образование является гуманитарной технологией открытого типа.

Несмотря на то, что Болонский процесс начался относительно недавно, появились многочисленные исследования и публикации, посвящённые вопросам применения информационных технологий (ИТ) в дистанционном обучении. В теоретических и экспериментальных исследованиях отечественных и зарубежных авторов по вопросам использования ИТ в учебном процессе  отмечаются широкие возможности повышения эффективности всей системы образования и, в частности,  дистанционного образования в результате использования средств ИТ в учебных целях. Параллельно теоретическим исследованиям происходит внедрение в педагогическую практику некоторых отечественных вузов (сначала на уровне эксперимента) различных систем автоматизированного обучения и контроля знаний. Использовались как испытанные зарубежные системы (Moodle), так и отечественные, разработанные непосредственно в вузах (например, «Гамаюн-Инфо» в Московском государственном университете технологии и управления).

Реализация дистанционной формы обучения предполагает естественным образом активное использование средств информационных технологий в образовательном процессе. По сути, само появление данной формы обучения явилось одним из следствий глобальной информатизации современного общества. Поэтому проблемы личностно-ориентирован­ного подхода в дистанционном образовании следует рассматривать в неизбежной связи с современными подходами и методами применения средств и возможностей ИТ в образовании.

Необходимо отметить, что в отечественной педагогике термин «дистанционное образование» не всегда употребляется корректно. Зачастую речь идёт об обычном заочном обучении, в процессе которого студенты обеспечиваются учебно-методическими материалами на электронных носителях. Ещё чаще понятие дистанционного образования используется для обозначения своеобразного паллиатива, когда в традиционное заочное образование привносятся некоторые отдельные элементы дистанционного образования, например, использование электронной почты. Обязательным условием осуществления полноценного дистанционного обучения является возможность использования современных средств телекоммуникации,  включающих в себя компьютерные сети, телефонную, телевизионную, спутниковую связь для обмена разнообразной информацией между студентом и вузом, а также между студентами. Построение вузовских информационных сетей (открытых или закрытых), в свою очередь,  требует развития в вузах:

- систем компьютерной поддержки учебных курсов, современных технологий обучения на основе сетевых и мультимедиа технологий;

- современных сетевых технологий при построении внутривузовских информационных систем и баз данных для поддержки административно-организационной и методической деятельности;

- инструментально-программных систем (включая системные программные средства, интегрированные среды разработчиков и т. д.) для поддержки научно-исследователь­ских работ;

- механизма предоставления широкого круга информационных услуг (электронная почта, доступ к зарубежным базам данных и т. д.).

Учитывая специфику дистанционной формы обучения вуза, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности обучаемых, которая включает в себя выполнение контрольных работ и тестов, научно-исследовательскую работу (НИР), подготовку к экзаменам и зачётам, работу с курсовыми проектами и т.д. НИР – достаточно специфичный вид деятельности и выходит за рамки данной статьи, поэтому рассмотрим только самостоятельную подготовку обучаемых к занятиям, включая подготовку к зачетам и экзаменам, а также выполнение типовых расчетов.

Целями самостоятельной подготовки является не только изучение материала для подготовки к конкретному экзамену или зачёту, но и постоянное самообразование с использованием ранее изученного или изучение нового материала. Рассматривая вопросы самостоятельной подготовки обучаемых с использованием ИТ, можно выделить минимальные требования к программным продуктам, используемым во время этой учебной деятельности [3]:

- использование программ с достаточно простым или уже привычным для обучаемых интерфейсом;

- наличие инструкторско-методического сопровождения;

- возможность получения полноценной помощи.

Средством повышения эффективности личностно-ориентированного обучения на основе информационных технологий является комплекс, состоящий из пакета педагогических программных средств, адаптированного к определенному контингенту обучаемых, и методики его применения в условиях личностно-ориентированного обучения. Такие пакеты, включающие в себя контролирующие, обучающие, моделирующие, инструментальные и интегрирующие программные средства, в отечественной педагогике носит различные названия. Нам кажется наиболее удачным термином, тот, который уже был использован выше: «системы автоматизированного обучения и контроля знаний». 

Основными целями личностно ориентированного обучения в рамках дистанционного образования являются:

- создание условий для реализации личностных возможностей обучаемого в процессе обретения знаний, умений, навыков;

- развитие мышления, интеллекта;

- формирование способности к самостоятельной учебной деятельности, самоконтролю, самоуправлению.

При этом личностно ориентированное обучение не имеет целью формирование личности с заданными свойствами, а направлено на создание условий полноценного проявления и развития личностных качеств обучаемых и основано на такой организации взаимодействия между обучаемым и обучающим, при которой создаются оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к учебной деятельности, ориентированной на самообучение [3].

В контексте возможности осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении система дистанционного образования отличается от «традиционных» форм обучения в лучшую сторону. Основные отличия состоят:

- в высокой динамичности, связанной с гибкостью выбора обучаемыми учебных курсов;

- в большем объеме самостоятельной деятельности;

- в использовании всевозможных форм учебно-методического обеспечения;

- в приближении потребителей образовательных услуг к среде обучения;

- в более осознанном уровне мотивации потребителей образовательных услуг.

- в создании комфортных условий для углубленного изучения конкретных проблем, обеспечения альтернативных способов получения информации;

- в наличии интерактивной коммуникации.

Все эти отличия в совокупности дают возможность резко повысить эффективность образовательных процессов. Таким образом, именно дистанционная форма обучения, которая предполагает активное общение между преподавателем и студентом, как посредством электронной почты, так и в режиме on-line, позволяет осуществлять обратную связь и, соответственно, наиболее эффективно реализовывать идеи личностно-ориентированного обучения.

Более чем трёхлетний опыт работы автора в системе дистанционного образования на платформе «Moodle» позволяет сделать некоторые выводы, которые касаются целесообразности такой формы обучения. К очевидным преимуществам данной формы обучения относятся:

- оперативность обмена информацией между преподавателем и студентом;

- разнообразие форм представления учебно-методических материалов, предоставляемых студенту в процессе обучения;

- удобство ведения электронной документации и статистики по преподаваемому курсу;

- объективность контроля знаний студентов;

- доступность актуальной информации для обучаемых.

К недостаткам  работы в системе Moodle можно отнести сложность заполнения оболочки образовательным контентом. Создание полноценного учебного курса по дисциплине, включающего в себя стандартный учебно-методический комплекс может занимать более месяца, в зависимости от специфики конкретной дисциплины. Поэтому, в любом случае, внедрение в вузе дистанционной формы обучения на базе Moodle – это достаточно длительный и трудоёмкий процесс. Определённые проблемы могут быть связаны с качеством работы Интернета. Тем не менее, практика показывает, что студенты-заочники достаточно охотно выбирают новую форму обучения.

Объективно, главным препятствием на пути широкого внедрения дистанционной формы обучения является то, что она не предусмотрена действующими государственными стандартами. Однако, как альтернативная форма обучения она вполне востребована и актуальна, особенно для заочного образования. Возвращаясь к проблеме личностно-ориентированного подхода в обучении, именно для заочной формы обучения, дистанционное образование имеет значительный потенциал в этом направлении. При «традиционной» форме обучения, учитывая незначительный объём аудиторной нагрузки, ни о какой дифференциации и индивидуализации обучения речи быть не может, в то же время правильно организованное дистанционное обучение предоставляет для этого широкие возможности.

Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации в последние годы показывают неизбежность дальнейшего расширения спектра приложения информационных технологий в образовательном процессе, что в свою очередь, неизбежно повлечёт за собой появление принципиально новых педагогических методик. На наш взгляд, дистанционная форма обучения имеет в нашей стране хорошие перспективы и задача преподавателей вузов на сегодняшний день состоит в том, чтобы создать для внедрения этой формы надлежащую организационно-методическую базу.


Литература:

1. Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии / Т.А. Дмитренко // Высш. образование в России. – 2003. - № 3. – С. 159-161.

2. Рыжов В.А. Разработка личностно-ориентированных педагогических технологий в образовательной среде / В.А. Рыжов, А.В. Корниенко, Д.В. Демидович // Пед. Информатика. – 2002. - № 2. – С. 7-18 .

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров: Е.С. Полат [и др.]; под. ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2001. – 408 с.

Категория: Дистанционное образование в России | Добавил: majormajor (08.01.2011)
Просмотров: 2220 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2025 Сделать бесплатный сайт с uCoz